- ЯСПЕРС
- (Jaspers) Карл (1883-1969)-немецкий философ, психолог, психопатолог, психиатр, специалист в области клинической психологии, философии психологии и теоретической психологии. Один из создателей экзистенциализма. Медицинское образование получил в ун-тах Берлина, Гет-тингена и Гейдельберга (1902-1908). С 1908 по 1915 г. работал у Ф. Ниссля (F.Nissl) в психиатрической клинике Гейдельберга. Здесь защитил докт. дис: Бред ревности (1909), выполненную в классических психопатологических традициях. В 1913 г. получил доцентский курс по психологии. В этом же году вышло первое издание его учебника Общая психопатология (Allgemeine Psyhopathologie). С 1916 г. Я. — профессор психологии. С 1921 г. — профессор философии Гейдельбергского ун-та (в 1937 г. был отстранен от преподавательской деятельности, к которой вернулся в 1945 г.). В 1949 г. переехал в Базель (профессор философии Базельского ун-та), где работал до конца своих дней. Профессиональную деятельность Я. начал как психиатр, что в известной степени предопределило впоследствии трактовку им основных философских вопросов. В работах Общая психопатология (в рус перев. издана в 1997) и Психология мировоззрений (Psychologie der Weltanschauungen,1919) Я. проводил идею, согласно которой психопатологические явления, как правило, отражают не столько процесс распада человеческой личности, сколько интенсивные поиски человеком собственной индивидуальности. После 1915 г. отошел от активных исследований в области психиатрии, посвятив ряд работ проблематике патографии (подвергнул психопатологическому анализу эволюцию ряда выдающихся личностей) и философии. Наряду с этим неоднократно переиздавал, перерабатывал и расширял Общую психопатологию (вплоть до 1959), которая пользовалась большой популярностью и стала своего рода психопатологической энциклопедией. Я. удалось в этом труде интегрировать большое число психопатологических исследований и с помощью четкой терминологии отграничить и описать отдельные феномены душевной жизни психически больных людей. Помимо методологической направленности, книга содержала ряд ценных клинических разработок. Была предложена триада критериев реактивных состояний: 1) реактивное состояние вызывается психической травмой; 2) психогенно-травмирую-щая ситуация отражается в клинической картине заболевания, в содержании его симптомов; 3) реактивное состояние прекращается с исчезновением вызвавшей его причины. Клинически реалистичным было также понимание делирия как распадающегося сознания, включающего: распад целостности; дробление функциональных комплексов; диссоциацию нормальных порядков, обусловливающую мерцающий характер переживаний. Большую ценность представляет описание психопатологического феномена Leibgefuhle (телесное ощущение), которое легло в основу многих разработок последних лет по соматизированным и соматоформным расстройствам. Введенное Я. понятие психопатические реакции вошло во многие позднейшие клинические концепции. В еще большей мере это относится к его клиническим разработкам фазовых состояний, описываемых не только при маниакально-депрессивном психозе, но и вне его рамок, и дифференцируемых с шубами, приступами и периодами. Предложенная Я. классификация влечений также явилась основой для последующих клинических исследований. Она включала: 1) чувственно-соматические влечения — секс, голод, жажда и т.п.; 2) жизненные влечения: а) существование, желание действия, стремление к самоутверждению, мужество, страх и др., б) витально-психологические — родительская забота, желание путешествовать и др., в) витально-творческие — стремление к изображению, к усиленной работе, труду и т.п.; 3) духовные. С 1912 г., наряду с изучением методологии психиатрии, Я. все большее внимание стал уделять феноменологическому подходу. Он утверждал, что любая рационалистически выстроенная картина мира есть не что иное, как иносказательная интеллектуальная интерпретация скрытых душевных стремлений творчески мыслящего индивида. Бытие в этих условиях оказывается зашифрованным и предполагает обязательное истолкование. Задача философии у Я. — вскрыть то обстоятельство, что в основании всех ипостасей сознательной деятельности людей лежит неосознаваемое творчество экзистенции, т.е. бытия особого плана, человеческой самости, внеположенной предметному миру (А.А. Грицанов). При этом бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или бы-тие-в-мире; 2) экзистенция, т.е. необъек-тивируемая человеческая самость; 3) транс-ценденция как объемлющее — непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом бытие-в-мире есть ориентация-в-мире; мышление перед лицом экзистенции — высветление экзистенции; мышление перед лицом трансценденции — метафизика (учение о сверхчувственных основах и принципах бытия), выражающая свой невыразимый предмет при посредстве шифров. Я. избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой им традиционно-религиозной практикой опредмечивания трансценденции (С.С. Аверинцев). Теологии он противопоставляет идею философской веры, утверждая, что вера мыслящего человека всегда отличается тем, что она существует только в союзе со знанием. Она хочет знать то, что познаваемо, и понять самое себя. Философская вера (1938), по Я., — продует размышлений, а не откровения. Способность философствования присуща любому человеку и имеет целью достижение истинной коммуникации, т.е. реальной возможности быть услышанным и высказаться самому (в процессе личного общения в и по поводу истины). Общение людей — атрибут бытия человека и Я. возводит коммуникацию в ранг критерия философской истины и отождествляете разумом. (Разум и экзистенция, 1935). Развивая свои представления о пограничных ситуациях Я. пришел к выводу, что исконный смысл бытия раскрывается человеку лишь в моменты кардинальнейших потрясений (размышления о смерти, страдания, болезнь и т.п.) Тогда человек сознает роль случая в своей жизни, а также то, насколько его жизнь не принадлежит ему самому, будучи несобственной. Это и есть пограничная ситуация случая. По Я., даже смерть как объективный фактор бытия еще не есть пограничная ситуация: важен факт осознания такой возможности, факт ощущения хрупкости, конечности существования индивида. Именно в эти моменты осуществляется крушение шифра. Для человека актуализируется мир его интимного начала (происходит озарение экзистенции ) и его истинное переживание Бога (трансцендентного) (Философия, т. 1—3, 1931—1932). Свой философский подход Я. реализовал в антропологическом направлении экзистенциализма, трактуя психоз как результат краха привычного состояния человека. Психическая патология, по Я., — самовыражение патологического бытия. В соответствии с этим, например, бред у больных шизофренией представляет собой самовыражение шизофренического бытия. Особый интерес представляют взгляды Я. на сущность сознания. Он различает два вида сознания: бодрственное и рефлектирующее. Бодрственное сознание отражает окружающий мир, а рефлектирующее — восприятие этого мира человеком. Синдром деперсонализации, например, не патопсихологический синдром, а проявление рефлектирующего сознания, следовательно, не признак душевного заболевания, а высший уровень сознания, определяемый духовным миром человека. По мнению Б.В. Зейгар-ник (1982), эти взгляды, в конечном итоге, привели к учению антипсихиатрии. Тем не менее термины и постулаты экзистенциальной философии Я. используются при групповой психотерапии, получившей распространение в США как групповой экзистенциальный анализ (W. van Dussen, T. Нога и др.). Политико-нравственные поиски Я. объективировались в его исследованиях немецкой вины (Вопрос о вине, 1946), культурно-психологической значимости холодной войны (Атомная бомба и будущее человечества, 1958), угрозы авторитарных тенденций в ФРГ (Куда движется ФРГ?, 1967). В целом, по Я., особая роль философствования и сопряженной с ней философской верой в XX в. состоит в том, чтобы противостоять псевдорационалистическим утопиям, постулирующим возможность насильственного создания рая на земле, но на практике разрушающим культуру и ввергающим людей в ужас братоубийственных войн. Между наукой и философией, по Я., недопустимо взаимное инфицирование, но их нельзя и жестко изолировать друг от друга. Сферы философии и науки не антиномичны (не противоречивы), хотя и не тождественны. Наука представляет философии потенциальные пути познания, точные результаты исследования, делая философию зрячей. Философия придает системе наук внутренне связующий их смысл. Философия, согласно Я., разрушает постоянно культивируемый наукой догматизм и амбициозные претензии (А.А. Грицанов). Я. также автор книг: Ницше , 1936; Декарт и философия, 1937; Экзистенциальная философия, 1938; Об истине, 1947; Введение в философию, 1950; в рус. пер. издан сб. работ: Смысл и назначение истории, 1994; и др. В.Я. Гиндикин, Л.А. Карпенко
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.